детский центр

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".






Яндекс цитирования Rambler's Top100





О СТАНОВЛЕНИИ МЕТОДИКИ «МУЗЫКА С МАМОЙ»

 (Авторы: Сергей и Екатерина Железновы)


Методика «Музыка с мамой» начала складываться в 90-е годы (прошлого столетия). И, в начале, основной задачей было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет, а также их подготовка к конкурсному поступлению в специальные музыкальные школы и к успешному обучению в районных музыкальных школах. 

Была создана методика - технология обучения элементарной игре на клавишных инструментах, методика развития абсолютного слуха, игровые приёмы обучения пения и игре по нотам для детей дошкольного возраста.       

Со временем стало ясно, что для большинства родителей самым ценным является общее развитие малышей, а также получение положительных эмоций в процессе обучения. Таким образом, формирование маленьких вундеркиндов и связанные с этим серьёзные занятия подходили далеко не всем. На занятия приводили, привозили и приносили всё более и более юных учеников, и творческий поиск продолжался.

В конце - концов выяснилось, что взять готовые материалы для занятий с самыми маленькими, в общем-то, негде, методик и тем более поурочных планов для весёлых музыкальных занятий с детьми раннего возраста, как ни странно, нет. Методистами-музыкантами в 30 - 60 годы была создана стройная система общего музыкального развития детей в группах из 20 детей, в более старых, особенно довоенных сборниках попадались задорные тексты, чувствовался творческий поиск, но подходящего материала  для «современных» условий там практически не было.

Даже более современные сборники, в основном, содержали или слишком сложные, или недостаточно интересные песенки с примитивным аккомпанементом и унылыми текстами, а ограниченность игровых приёмов и заданий не позволяли надеяться на поддержание интереса у современных родителей и энергичных малышей. Ни модная в то время эмоционально - образная методика запоминания интервалов и аккордов В. Кирюшина, ни игра в детском оркестре по методике К. Орфа, ни пение по методике Струве не подходили для несознательных малышей. Пришлось идти по тернистому пути педагогического творчества.

Реальной помощью могли стать только самоотверженные оптимистичные мамочки, которые, не зная никаких методик, шли на урок вместе с малышами и готовы были поддержать любое полезное и интересное дело. Так в обстановке, максимально приближенной к боевой, начала складываться методика «Музыка с мамой». 

 О методике «Музыка с мамой»
1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
2. Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности должно быть движение.
3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для детей раннего возраста.

Теоретическое обоснование методики      
Музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием) являлась необходимым условием общего развития малышей. В  методических разработках программы музыка должна была всегда сочетаться с движением, например в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.     

На музыкально - ритмических занятиях музыка должна быть не только «целью», но и «средством»: определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, музыка подсказывала детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становилась понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как они смогли бы понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.

Полистав умные книжки, авторы методики осознали, что, развлекая детей с помощью движения под музыку и мамочек, они делают весьма полезное дело. Тем, кого интересует, как расценивается врачами и психологами весёлая музыкально - ритмическая деятельность предлагается небольшое

Теоретическое пояснение
Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
А) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
Б) Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
В) Формируются навыки вербального и невербального общения.
Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
 
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи
распознавание букв, слов, элементов целого зрительное восприятие предмета в целом
осознаваемые движения комбинации движенийавтоматизированные движения
запоминание слов и фраз запоминание музыки, картин, запахов
логическое мышление интуиция

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.А музыкально - ритмические игры (и в условиях семьи, и в родительских группах) являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

По материалам сайта: www.m-w-m.ru

Добавить страницу в интернет-закладки и блоги:
StaticPages ©