детский центр

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".






Яндекс цитирования Rambler's Top100





Ритмика как средство разностороннего и гармоничного развития и воспитания личности

 

Содержание:

v  Ритмика как синтетический вид деятельности

v  Значение ритмики для развития речи

v  Ритмика как средство эмоциональной коррекции

v  Цели занятий ритмикой

v  Занятия ритмикой - мощный творческий импульс для дальнейшего развития и самоопределения ребенка

v  Музыкальное воспитание на уроках ритмики как составляющая эстетического, нравственного и интеллектуального развития ребенка
v  Физическое воспитание на уроках ритмики как средство укрепления физического, психического и эмоционального благополучия ребенка

Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста

 

«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен  опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…» (Платон).

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).

 

 

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал В.А.Сухомлинский[1].

Ритм (в переводе с греч. – соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке. Это не только один из основных элементов выразительности мелодии. Ритм, в частности, является важнейшим принципом всех видов пластического и изобразительного искусства. 

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма неразвито, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна или слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками[2].

Музыка эмоциональна по своей сущности, по содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку создаёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве.

Причины нарушения эмоциональной сферы различны, но, как правило, у их истоков - те или иные неблагополучия и отставания на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте). Эмоциональная сфера, будучи наиболее тонким  и изначально природой заложенным уровнем психической организации человека, первичным способом отражения окружающего мира, оказывается наиболее чуткой к всякого рода неблагополучиям. Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворённости, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно.

Несмотря на изначальную сохранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищённость. На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения различных видов деятельности - игровой, трудовой, учебной.

В науке давно выведена закономерность: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства жизни. Музыка (музыкальное движение) является активно действенным средством эмоциональной коррекции.  Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Гармонические созвучия и повторения знакомых фраз замедляют пульс, делают дыхание глубоким и равномерным. Диссонансы же, требующие напряжённого вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Учёные отмечают терапевтический эффект музыки, в первую очередь классической.

Отмечается влияние музыки на работу мышц. Мышечная активность увеличивается, если началу работы предшествуют звуковые впечатления. Эта естественная связь музыки и движения осуществляется на уроках ритмики.

Преподавание ритмики, может преследовать различные цели. В одном случае, акцентируется внимание на развитии музыкальности, чувства ритма у детей, в другом – двигательных навыков или актерского мастерства и т.п. Данная дифференциация не относится нами к детям раннего возраста (до 3 лет). А в  полной мере, и начала дошкольного возраста (3-4 г.), вследствие несформированности физических и психических структур организма ребёнка. Об этом можно  говорить примерно с четырех лет. Мы считаем, что до этого возраста разделять детей по специализациям является нецелесообразным (не считая редких исключений особой одарённости ребёнка).

Приобретенные на уроках ритмики опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных и художественных  школах, секциях, театральных студиях. Поэтому мы рассматриваем занятия ритмикой как своеобразный «донотный»[3] период в процессе музыкально-двигательного творческого воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слушать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации и других художественных образах.

Занятия ритмикой (музыкальным движением) являются с одной стороны -  составной частью музыкального воспитания ребёнка, с другой - его физического развития: укрепления организма, совершенствования движений.

Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих всестороннего развития ребёнка, его эстетического воспитания, использование лучших образцов современной, классической и народной музыки на уроках ритмики является для учащихся одним из активных способов общения с ней. На уроках ритмики у ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Связана она и с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких нравственных качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Оказывая эмоциональное воздействие, музыка способствует и общему интеллектуальному развитию. Слушая музыкальные произведения, дети приобретают знания и представления о мире. Музыка несёт в себе мир мыслей и образов.

На занятиях по ритмике активно формируется музыкальное мышление ребёнка. Например, движения ребёнок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания её характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, развивает мышление. Исполнение конкретных движений, элементов классического и народного танца, связано с приобретением определённых знаний, опыта запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребёнка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом.

«Иммунитетом против пошлости» называет Д.Б. Кабалевский формирование «любви и привычки к подлинному искусству» [4]. «В условиях чудовищной засоренности мирового музыкального быта», - пишет он в 1984 году, - «особую сложность приобретает вопрос об эстетическом воспитании детей… Формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали прелесть и красоту большого, серьёзного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга»[5].

В процессе уроков дети познают музыку разного характера (весёлая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), усваивают специфику разных  жанров (колыбельная, полька, вальс, марш, народная песня и т.п.). В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют различные движения, двигаясь под музыку. Танец, пантомима, и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей  изобразить картину жизни, какой-либо персонаж, используя при этом выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии.

Воспитание детей посредством музыки и движений, созданных на народной основе, развивает у них интерес к песням, играм, хороводам; к русской и мировой культуре в целом.

Физическое (телесное) развитие детей является частью их естественного развития. Потребность в движении дети испытывают с самого раннего возраста.

В работе Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» говорится, что в раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки[6]. Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях[7].

Именно через движение дети эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляют им радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем и эмоциональным благополучием.

В условиях современной жизни у детей наблюдается снижение двигательной активности и мышечной нагрузки (первые признаки гиподинамии). Уже с 3-х летнего возраста существует опасность заболеваний, связанных с сердечно сосудистой, дыхательной, нервной и эндокринной системой. Поэтому необходимо заботиться, чтобы организм ребёнка был здоровым, чтобы движение составляло фундамент физического развития, когда двигательная активность и мышечные нагрузки являются условием и средством общего развития ребёнка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

Здесь необходимо избегать крайностей.
Многое зависит от возраста ребёнка. Малышу надо дать окрепнуть физически. Нельзя заставить детей, которым присуще естественное природное движение, соответствовать условиям двигательной активности и организованности взрослых. Иначе воспитывающим придётся отвечать за детский  «бунт» или, что ещё хуже, за их психическое расстройство. Эмоциональное психическое неблагополучие никак не будет способствовать развитию личности ребёнка.

На основе потребности ребёнка быть сильным, ловким, смелым происходит развитие и формирование двигательных навыков. Развитие движений и сформированность физических качеств - один из показателей нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее умственное развитие. Чтобы при телесном воспитании, укрепляя силы тела, не развить своеволие, ... необходимо соблюдать мерность, предписание и контроль со стороны взрослых.

Значение ритмики в физическом развитии велико: и как средства развития грации, ловкости, координированности движений и как фактора общего развития. Чувство ритма в движении под музыку, овладение пространством, чувство лёгкости, сообщает окрылённость, даёт уверенность в силах, радостное мироощущение.

Ритмические движения разнообразны: ходьба, бег, подскоки, различные прыжки (с одной ноги на др., на двух ногах и т.д.), гимнастические упражнения на развитие плечевого пояса, ног, рук, корпуса и различные перестроения. Они вырабатывают правильную осанку, способствуют развитию и укреплению мышц, развивают чувство ритма, пластичность. Движения под музыку создают бодрое, весёлое настроение, что способствует лучшему усвоению материала, вырабатывает легкость и свободу движений. Уделяется внимание мимике, пантомиме, выразительному жесту, позволяющим создавать пластические этюды.

Особой и очень важной является задача, связанная с развитием ориентировки в пространстве, с перестроениями под музыку. Дети учатся строить «цепочку», круг, осваивают движения в парах, в тройках, по четыре, змейкой, т.е. приобретают свободу движений в пространстве зала. Смена музыкальных частей, фраз, организует смену направления, перестроение движений.

Музыкальные игры, игры-драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику, пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа. Устанавливаются связи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием.

В процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: дисциплинированность, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, танцах, хороводах, в выступлениях на праздниках у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, чувство ответственности, т.е. все условия для осуществления и нравственного и трудового воспитания.

 

Использованная        литература:

1.     Проф. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.

2.     Буренина А.И.  Ритмическая мозаик. - СПб, 2000.

3.     Новикова Г.Н. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000.

4.     Лазарева Т.Н. Красота спасёт мир. Музыка и пение. Программа. - М.,1988.

5.     Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2001.

6.     Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.

7.     Каплунова И., Новосельцева И. Этот удивительный ритм. - СПб, 2005.

8.     Сухомлинский В.А., Ж. Народное образование, № 6, 1967.

9.     Теплов Б.М.  Психология музыкальных способностей. - М., 1985



[1] Сухомлинский В.А., Ж. Народное образование, № 6, 1967.

[2] Каменская В.Г., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Предисловие  к книге И. Каплуновой и И. Новосельцевой «Этот удивительный ритм». - СПб.: Композитор, 2005. С. 2.

[3] Донотный период в музыкальной педагогике - необходимый этап развития способностей ребёнка до начала систематического профессионального обучения музыке, основанный на игровых приемах без использования музыкальной грамоты.

 

[4] Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1984. С. 104.

[5] Там же.

[6] Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Проблемы индивидуальных различий. – М., 1985. С.231.

[7] Там же.C 219.

StaticPages ©