детский центр

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".






Яндекс цитирования Rambler's Top100





Развитие детей - статьи

Раннее развитие
Особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет.
Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть1.
Пояснительная записка к курсу занятий в группах раннего и дошкольного возраста
«Ритмика как средство разностороннего и гармоничного развития и воспитания личности»

Содержание:
v Ритмика как синтетический вид деятельности
v Значение ритмики для развития речи
v Ритмика как средство эмоциональной коррекции
v Цели занятий ритмикой
v Занятия ритмикой - мощный творческий импульс для дальнейшего развития и самоопределения ребенка
v Музыкальное воспитание на уроках ритмики как составляющая эстетического, нравственного и интеллектуального развития ребенка
v Физическое воспитание на уроках ритмики как средство укрепления физического, психического и эмоционального благополучия ребенка

Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста

«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…»
(Платон).


«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом»
(Э. Жак-Далькроз).

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал В.А.Сухомлинский. Ритм (в переводе с греч. – соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке. Это не только один из основных элементов выразительности мелодии. Ритм, в частности, является важнейшим принципом всех видов пластического и изобразительного искусства.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма неразвито, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна или слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуаль-ной деятельности, но и общение со сверстниками.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку создаёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве.

Причины нарушения эмоциональной сферы различны, но, как правило, у их истоков - те или иные неблагополучия и отставания на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте). Эмоциональная сфера, будучи наиболее тонким и изначально природой заложенным уровнем психической организации человека, первичным способом отражения окружающего мира, оказывается наиболее чуткой к всякого рода неблагополучиям.

Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворённости, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря на изначальную сохранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищён-ность.

На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения различных видов деятельности - игровой, трудовой, учебной.

В науке давно выведена закономерность: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства жизни. Музыка (музыкальное движение) является активно действенным средством эмоциональной коррекции. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Гармонические созвучия и повторения знакомых фраз замедляют пульс, делают дыхание глубоким и равномерным.

Диссонансы же, требующие напряжённого вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Учёные отмечают терапевтический эффект музыки, в первую очередь классической. Отмечается влияние музыки на работу мышц.

Мышечная активность увеличивается, если началу работы предшествуют звуковые впечатления. Эта естественная связь музыки и движения осуществляется на уроках ритмики.

Преподавание ритмики, может преследовать различные цели. В одном случае, акцентируется внимание на развитии музыкальности, чувства ритма у детей, в другом – двигательных навыков или актерского мастерства и т.п. Данная дифференциация не относится нами к детям раннего возраста (до 3 лет). А в полной мере, и начала дошкольного возраста (3-4 г.), вследствие несформированности физических и психических структур организма ребёнка. Об этом можно говорить примерно с четырех лет. До этого возраста разделять детей по специализациям является нецелесообразным (не считая редких исключений особой одарённости ребёнка). 

Основной целью занятий ритмикой является гармоничное развитие личности ребёнка посредством музыкально–ритмической деятельности. Занятия проходят в игровой форме, весело, в быстром темпе, с частой сменой заданий. Приобретенные на уроках ритмики опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных и художественных школах, секциях, театральных студиях.

Поэтому мы рассматриваем занятия ритмикой как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного творческого воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слушать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации и других художественных образах.

Часть2>>
Раннее развитиеРаннее развитие
Фитбол для малышейФитбол для малышей
Развитие количественных и пространственных представленийРазвитие количественных и пространственных представлений
Логоритмика для малышейЛогоритмика для малышей
Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть2.Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть2.
Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть3.Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть3.
Раннее развитие и его важность для малышей первых лет жизниРаннее развитие и его важность для малышей первых лет жизни
Глен Доман Гармоничное развитие ребенкаГлен Доман Гармоничное развитие ребенка
Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Часть2.Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Часть2.
Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Раздел 1. Глава1.Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Раздел 1. Глава1.