детский центр

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".






Яндекс цитирования Rambler's Top100





Развитие детей - статьи

Раннее развитие
Особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет.
Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Раздел2. Глава9-7.

Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Раздел2. Глава9-7.


Глен Доман
Гармоничное развитие ребенка

РАЗДЕЛ 2
Как усилить физический интеллект вашего ребенка

Глава 9 - Стадия I. Медулла и костный мозг

Миллионы обычных детей следует древней дорогой - от неподвижности при рождении к нормальным ходьбе, бегу и прыжкам, достигаемым в возрасте шести лет. Причем все это они делают весело и инстинктивно, не имея ни малейших представлений о том, какие глубочайшие последствия имеют для них эти процессы. Однако, для меньшинства из них (примерно одного из двадцати), эта дорога оказывается невеселой, трудной и мучительной, а то и просто непроходимой. Это - дети, имеющие мозговые травмы. Как только им предоставляют такую возможность, они устремляются по этой дороге с поразительной целеустремленностью и мужеством, чтобы пройти все семь стадий мануального и двигательного развития, как это, весело и непринужденно, уже проделали обычные дети.

Однако, именно больные дети, приступившие к выполнению нашей программы будучи парализованными, максимально высветили следующее обстоятельство: физическое совершенство доступно практически каждому. Как мы уже говорили, если к тому моменту, когда вы начали читать эту книгу, ваш ребенок старше или имеет какой-то "дефект", то не следует ожидать, что он сможет пройти эти стадии именно так, как было описано. К сожалению, может случиться и так, что он вообще не сможет их пройти.

Если же ребенок просто старше, то вы можете воспользоваться его помощью, обучая ползанию и передвижению с помощью перехвата руками более юных детей. Несмотря на то, что ваш ребенок имеет мозговую травму, он еще вполне может превзойти своего здорового сверстника. Впрочем, для этого вам потребуется ознакомиться с книгой "ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ МОЗГОВЫЕ ТРАВМЫ" (Глен Доман, Doubleday and Company, 1974; The Better Baby Press, 1987), прежде, чем вы приступите к выполнению домашней программы. Кроме того, если вам потребуется какая-то дополнительная информация, вы можете написать нам. Когда будете читать обо всех последующих стадиях, помните и о том, что главную пользу от тех знаний, которыми мы обладаем, должен получить ваш ребенок. И мы уверены, что вы воспользуетесь ими надлежащим образом. -------------------------------------------------------------------------------- Программа равновесия для новорожденного Свыше полувека назад русский нейропсихолог Борис Клосовский продемонстрировал, что развитие мозга котят и щенят в первые десять-двадцать дней жизни резко ускоряется, если их подвергнуть мягкой вестибулярной стимуляции. У таких котят и щенят отделы мозга, отвестственные за равновесие, были на 22,8-35 % больше, чем у их сверстников из контрольной группы. Такая стимуляция, проводимая очень бережно и осторожно, весьма приятна новорожденным. (Марлоу Доман сразу прекращал плакать, как только его, в течение первых недель жизни, подвергали определенным вестибулярным воздействиям. Более того, почти сразу же стало ясно, какое именно воздействие он предпочитает.)

Еще раз повторим - все виды вестибулярного воздействия, о которых мы расскажем ниже, должны проводиться осторожно и доставлять новорожденному удовольствие. Очевидно, что если вы хотите соблюдать максимальную безопасность, вам надо убедиться в отсутствии всяких помех. Будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте. Держите его бережно, начинайте медленно и спокойно, постепенно переходя к следующим стадиям. (То есть, постепенно увеличивайте продолжительность.) Прежде, чем вы начнете что-либо делать, расскажите новорожденному о своих намерениях. В процессе самого действия, объясняйте ему, что вы делаете. Всегда останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет. Только в этом случае он сам захочет следующего занятия! Одевайте ребенка в зависимости от обстановки и при этом учитывайте, насколько удобно вам будет его держать. Лучшая часть программы равновесия - это та, которая доставит радость как вам, так и вашему ребенку. Мы наблюдали родителей (особенно отцов), развивающих вестибулярный аппарат своего ребенка, по всему миру. Это было) и в мировых столицах, в первобытных джунглях. Но и там, и там родители и дети получали от этого удовольствие. Отцы подбрасывали своих детей вверх, а затем ловили. Матери подбрасывали детей, посадив их к себе на колени. И то и другое стимулирует вестибулярный аппарат.

У каждого из родителей есть свой излюбленный вид подобной стимуляции, но мы составили список 15-ти таких видов, исходя из трехмерности пространства. Воспользуйтесь этим списком, или придумайте что-то свое: Поносите своего ребенка по кругу. Бережно держите его при этом ладонями; одной поддерживайте снизу, другой - за заднюю часть головы. Но не просто носите его вокруг чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз. Покачайте его вверх-вниз, вперед-назад, и из стороны в сторону. Поносите ребенка по всему дому, рассказывая ему о том, где он находится и какие вещи его окружают. Дайте ему выглянуть в окно. Лягте на спину и покачивайте ребенка над собой. И этот способ изобрели не мы - так поступают родители во всем мире. Лягте на спину, положив ребенка себе на живот. Плотно обхватите его за бока под подмышками. Поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу. Скажите ему, что он - самолет. Мягко накрените его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова. Покачивание в качалке. Этот способ хорош для спокойных детей. Сядьте в кресло-качалку, держа новорожденного руками в вертикальном положении.

Покачайтесь назад и вперед. Затем положите его ничком поперек своих колен и снова покачайтесь. Покатывание на подушке. Покатывание и покачивание (см. пункт 5) было любимым занятием новорожденного Марлоу Домана. Он успешно занимался этим с помощью родителей на водной кровати, однако это можно делать и на обычной подушке. Положите своего ребенка ничком на большую подушку - лицом к себе или спиной, значения не имеет. А теперь осторожно приподнимите край подушки левой рукой, так, чтобы он скатился на противоположную сторону. Потом приподнимите другой конец подушки - и ребенок скатится в обратную сторону. Покачивание А теперь поверните ребенка (по прежнему находящегося на подушке) на 90 градусов так, чтобы его лицо находилось напротив одной вашей руки, а ноги - напротив другой. Продолжайте приподнимать подушку за разные концы, чтобы ваш ребенок "покачивался" от головы до ног. Ускорение на мате - вперед и назад. Это любимое упражнение Марлоу. Помимо самого движения ему нравился и звук, который издавал мат, елозя по ковру. Это был самый простой способ успокоить Марлоу. Купите недорогой мат (они бывают из пластикового покрытия и поролоновой набивки), сложите его вдвое, чтобы придать большей твердости и положите на пол. На этот мат ничком положите ребенка.

Он должен находиться перпендикулярно к вам (то есть, головой к одной вашей руке, ногами - к другой). А теперь потяните мат правой рукой вправо - он двинется вперед; потом левой рукой потяните влево - он двинется назад. Ускорение вправо и влево. Поверните мат на 90 градусов так, чтобы ребенок находился лицом к вам. Потяните мат левой рукой так, чтобы он двинулся вправо, а затем правой рукой так, чтобы он двинулся влево. Это и будет ускорение вправо-влево. Горизонтальное вращение по часовой стрелке. Положите новорожденного на живот вдоль мата, головка ребенка должна находиться у самого края. Возьмите мат за другой конец и начните вращать его по часовой стрелке. Горизонтальное вращение против часовой стрелки. Повторите все вышеописанное, изменив только направление вращения. Горизонтальное кружение в позиции ничком.

Встаньте, положите новорожденного себе на плечо так, чтобы он прижимался к нему животом. Начните кружиться и делайте это достаточно осторожно, чтобы самому не почувствовать головокружение и не утратить равновесие. Изменяйте направление кружения - по часовой, против часовой стрелки. Горизонтальное кружение, левый бок. Повторите все вышеописанное, но на этот раз положите новорожденного на свое правое плечо. При этом он должен находиться на левом боку, а животом прямо напротив вашей шеи. Кружитесь и по и против часовой стрелки. Горизонтальное кружение, правый бок. Повторите все вышеописанное, но на этот раз положите ребенка на свое левое плечо, так чтобы он лежал на правом боку. Кружитесь и по и против часовой стрелки. Покачивание вверх-вниз. Встаньте на колени, держа новорожденного перед собой - левой рукой снизу, правой - с задней стороны головы.

Таким образом, он находится в почти вертикальной позиции. Осторожно поднимите его до уровня глаз, а затем так же осторожно опустите его голову. Ваш новорожденный опрокинулся из вертикальной позиции в горизонтальную, причем его голова должна находится ниже ног. Поднимите его и повторите это упражнение. Перекатывание. Это превосходное упражнение на развитие вестибулярного аппарата, прекрасно сочетается с упражнением на развитие мануальных навыков. Положите ребенка на спину на пол. Опуститесь перед ним на колени так, чтобы его ступни касались ваших колен. Дайте ему схватить правой рукой указательный палец на вашей левой руке.

Скажите "покатились" и постепенно потяните его правую руку за своей левой рукой так, чтобы он перекатился сначала на левый бок, а затем и на живот. А теперь дайте ему схватить левой рукой указательный палец вашей правой. Держите его руку над его головой и потяните так, чтобы он перекатился сначала на правый бок, а потом и на спину. Будьте осторожны, поскольку при этом его левая рука может попасть в неудобное положение. Продолжайте таким же образом, перекатывая его сначала налево, потом направо. "Скачки" с ребенком. Осторожно прижмите новорожденного к себе и мягко "поскачите" по всему дому. Он будет чувствовать как движется ваше тело вверх-вниз. Когда ребенок уже сможет контролировать положение своей головы и спины, вы можете ускорить скачку и разнообразить позиции вашего "наездника". Пусть увидит мир с неожиданной точки обозрения.

Выполнение вместе с новорожденным основной программы равновесия:
Частота: Хорошо бы выполнять каждый день все пятнадцать упражнений хотя бы по одному разу. Интенсивность: Выполняйте упражнения медленно и осторожно. Если по какой-либо причине вашему новорожденному что-то не нравится (или если вы сами устали), то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите темп. Длительность: Начните с пятнадцати секунд на каждое упражнение. Постепенно и осторожно доведите это время до сорока пяти секунд. Всегда останавливайтесь прежде, чем этого захочет ваш ребенок. Вся ежедневная программа займет всего десять минут, Вашему новорожденному понравятся эти упражнения.

<<Назад                                       Читать дальше>>
Раннее развитиеРаннее развитие
Фитбол для малышейФитбол для малышей
Развитие количественных и пространственных представленийРазвитие количественных и пространственных представлений
Логоритмика для малышейЛогоритмика для малышей
Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть1.Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть1.
Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть2.Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть2.
Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть3.Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть3.
Раннее развитие и его важность для малышей первых лет жизниРаннее развитие и его важность для малышей первых лет жизни
Глен Доман Гармоничное развитие ребенкаГлен Доман Гармоничное развитие ребенка
Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Часть2.Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. Часть2.