детский центр

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".






Яндекс цитирования Rambler's Top100





Развитие детей - статьи

Развитие
Возрастные периоды развития ребенка: научный взгляд

Развитие ребенка зависит в зависимости от формирования и зрелости различных отделов головного мозга - взгляд с точки зрения нейрофизиологии.


Возрастные этапы развития ребенка: научный взгляд

Развитие ребенка напрямую зависит от времени созревания основных зон мозга. Мозг как материальная основа психики представляет собой единую систему, состоящую из различных участков и зон, которые выполняют разную роль в реализации психических функций.


Мозг человека созревает постепенно. Процесс этот начинается еще в утробе матери и заканчивается оформляться примерно к 30 годам. Да и после 30 лет функции мозга постоянно обновляются, обновление и реструктуризация зон происходит на протяжении всей жизни. Созревание головного мозга представляет собой организованный, иерархический процесс, который основывается на более ранних процессах.


Созревание мозга происходит  вверх – от базовых зон  к более сложным. Повреждение при формировании какого-либо из  уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего из-за слабости или отсутствия стимулирующих воздействий от  поврежденного уровня.  К школьному возрасту (7 лет) такие отклонения накапливаются почти у всех детей (более 90%).


В развитии мозга выделяют периоды наиболее выраженных преобразований: 1 год; 2–3 года; 6–7 лет; 9-10 лет; 15–16 лет и 18-20 лет.


При рождении у ребенка практически полностью сформированы подкорковые образования и близким к завершению является созревание проекционных областей мозга.  Наибольшего уровня зрелости достигают структуры блока регуляции активности мозга, в блоке приема, переработки и хранении информации  и блоке программирования, регуляции и контроля деятельности наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным полям, осуществляющим прием приходящей информации и выступающим выходными воротами двигательных импульсов.  


Затем созревают простейшие области мозга в течение первых трех лет жизни. Они управляют базовыми сенсорными и моторными навыками, обеспечивающие возможность получения информации и простейшие формы реагирования ребенка на внешнюю среду. Они подвергаются сильному влиянию раннего детского опыта и закладывают основу для дальнейшего развития ребенка. Первый год жизни рассматривается как оптимальный возраст для формирования сенсорной базы последующего развития.


Скорость роста коры наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных.


В период от 2 до 5 лет идет активное созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, которые в том числе отвечают за выполнение последовательности действий. Ассоциативные зоны отвечают за синтез всей входящей информации в целостное восприятие во всей совокупности ее связей и взаимоотношений. К 7 годам происходит основное формирование коры в ассоциативных отделах и формируется к 14 годам и окончательно завершается к 25 годам.


Значительные изменения в интеграции сложных форм предметных и речевых действий, которые осуществляются под контролем зрения и требуют опоры на ориентировку в пространстве происходят в 2 года и в 7 лет, что является выражением возрастающей роли разных типов сложных движений и действий в жизни ребенка . На  возраст 2 года и 7 лет приходятся основные промежуточные ступени зрелости мозга. Возраст 7 лет – критический, так как в этот период многие поля лобной области достигают максимального развития, а в других и позднее наблюдается большой подъем в развитии.


Лобная кора, которая отвечает за планирование и принятие решений, и мозжечок, центр моторных навыков, не трансформируются, пока ребенку не исполнится 5–7 лет. Еще одна реструктуризация мозга происходит в возрасте 9–11 лет.

Периоды активности лобных долей мозга в 9, 12, 15 и 18–20 лет связывают с разными фазами совершенствования мышления .

 

Этап

Возраст

Биологическое становление

Что развиваем

1

0 – 8 мес.

Проекционные области мозга

Базовые сенсорные и моторные навыки

2

8 мес. - 2 года

·         Активный рост коры головного мозга

·         Активное формирование сенсорных областей.

Базовые сенсорные и моторные навыки

3

2 – 3 года

·         Ассоциативные, интегрирующие зоны головного мозга – активное созревание.

·         Формирование проекционных отделов.

·         Формирование тактильно-сенсорных областей

·         Речевые и социальные отделы

Сенсорика

Коммуникация

4

3 - 6 лет

Ассоциативные, интегрирующие зоны головного мозга – активное созревание

 

5

6 – 7 лет

·          Лобная кора – планирование и принятие решений.

·          Мозжечок

·          Окончание формирования ассоциативных отделов.

 

6

7 – 9 лет

 

 

7

9 – 10 лет

Лобная область - активизация

 

8

10-20 лет

Лобная область

Обучение

·         Таблица будет дополняться.


Используемые источники – книги по нейрофизиологии:

1.       Лурия А. Р., 1973

2.       Берк Л. Е., 2006

3.       Развитие мозга ребенка, 1965; Семенова Л. К. и др., 1990

4.       Александрян Э. А., 1972

5.       Васильева В. А., 2004


Тестирование творческих способностейТестирование творческих способностей
Неравномерность развитияНеравномерность развития
Что такое одаренность?Что такое одаренность?
Одаренные детиОдаренные дети
Новые навыки. Чему учить?Новые навыки. Чему учить?
Полнота и объемность пространстваПолнота и объемность пространства
Развитие высших психических функцийРазвитие высших психических функций
Речь и ВПФРечь и ВПФ
Виды ВПФ: память, речь, мышлениеВиды ВПФ: память, речь, мышление
Виды ВПФ: внимание, восприятиеВиды ВПФ: внимание, восприятие