детский центр

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".






Яндекс цитирования Rambler's Top100





Развитие детей - статьи

Сказки
Сказка:
- формирует мир ребенка;
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Творческие методы работы со сказками. Часть2.
Творческие методы работы со сказками. Сказки от стихов. Сказки от считалки. Сказки от загадки.

Творческие методы работы со сказками. Часть2.

Сказки от стихов

Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера на стихи А. Барто.
Стих.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог
– Весь до ниточки промок.

Начало «Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…»

Стишок.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Начало «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»

Кроме стихов, можно использовать потешки и кричалки, фольклорные перепутаницы:
Потешка.
- Что ж ты, Еж, такой колючий?
 - Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…

Потешка.
В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…

СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру: Считалка
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
 
Я на волю полечу. Начало Один раз бабушка, покормив чижика, за была закрыть клетку… Считалка Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет. Начало Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в… . а злых в…

Сказки от загадки

Загадка как элемент малого фольклора интересна всем, но особенно дошкольникам: в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты - это значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаем возможность использовать загадку в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения.

Вначале мы обычно работаем с загадкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладинку от загадки к началу сказки:
Загадки.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Тучи или облака)
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Сперва - блеск, За блеском - треск, За треском - плеск.(Молния, гром, дождь)
Рассыпался горох на семьдесят дорог, Никто его не соберет: Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
Ждали, звали, а показался -все прочь побежали.(Дождь)
Начало Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот… Попробуйте составить начало сказок ко всем остальным загадкам.

Используемая литература:
Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.
Творческие методы работы со сказкамиТворческие методы работы со сказками
Творческие методы работы со сказками. Часть3.Творческие методы работы со сказками. Часть3.
Творческие методы работы со сказками. Часть 4.Творческие методы работы со сказками. Часть 4.
Творческие методы работы со сказками. Часть 5.Творческие методы работы со сказками. Часть 5.
Творческие методы работы со сказками. Часть 6.Творческие методы работы со сказками. Часть 6.
Творческие методы работы со сказками. Часть 7.Творческие методы работы со сказками. Часть 7.
Творческие методы работы со сказками. Часть 8.Творческие методы работы со сказками. Часть 8.