детский центр

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".






Яндекс цитирования Rambler's Top100





Развитие детей - статьи

Развитие
Палитра развития. Эмоции.

Воображение, чувства, эмоции как часть комплексного развития человека.


Воображение, чувства, эмоции

Воображение тесно связано с креативностью, творческим мышлением, а также без развитого воображения не бывает высокого уровня интеллекта.

Что такое воображение?

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

  1. вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
  2. изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
  3. соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
  4. конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
  5. мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
  6. переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
  7. мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
  8. создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.

Как воображение связано с чувствами и эмоциями?


Воображение тесно связано с чувствами и эмоциями. Без чувств и эмоционального восприятия мира не возможно развить образ, вжиться в ситуацию, провести революционные, не шаблонные (алгоритмичные) изменения, трансформацию.
Чувства и эмоции начинают формироваться еще в раннем возрасте, практически одновременно с развитием сенсорного и других видов восприятия. Эмоции и чувства формируют базовую основу психики человека.

Соединение чувств, эмоционального проживания и воображения легко достигается посредством сказки. Ведь сказка - самый простой и древний способ воспитания детей. Хотя если и приглядеться не так уж она и проста!

Сказочных образов очень много, бесконечно много. Без них невозможно представить себе детство. Не спроста про детей, выросших без сказки, говорят "они лишены детства". На сказочных образах как  на крыльях ребенок взмывает во взрослую жизнь. Без насыщения детства воображением, эмоциональными живыми сказочными образами невозможна полная реализация уже выросшего взрослого человека. В детстве нужно "наиграться", создать базис для будущей жизни. Не спроста сейчас так становится популярной сказкотерапия, которая работает даже со взрослыми, серьезными людьми, решая взрослые, серьезные проблемы.

Подробнее как развивать у ребенка воображение, эмоциональную сторону Вы можете прочитать в разделе "Статьи->Развитие"
Тестирование творческих способностейТестирование творческих способностей
Неравномерность развитияНеравномерность развития
Что такое одаренность?Что такое одаренность?
Возрастные периоды развития ребенка: научный взглядВозрастные периоды развития ребенка: научный взгляд
Одаренные детиОдаренные дети
Новые навыки. Чему учить?Новые навыки. Чему учить?
Полнота и объемность пространстваПолнота и объемность пространства
Развитие высших психических функцийРазвитие высших психических функций
Речь и ВПФРечь и ВПФ
Виды ВПФ: память, речь, мышлениеВиды ВПФ: память, речь, мышление