Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Ритмика для детей раннего и дошкольного возраста. Часть3.

Занятия ритмикой (музыкальным движением) являются с одной стороны - составной частью музыкального воспитания ребёнка, с другой - его физического развития: укрепления организма, совершенствования движений.

Физическое развитие

2. Физическое (телесное) развитие детей является частью их естествен-ного развития. Потребность в движении дети испытывают с самого раннего возраста.

В работе Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» говорится, что в раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки . Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях .

Именно через движение дети эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляют им радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем и эмоциональным благополучием.

В условиях современной жизни у детей наблюдается снижение двигательной активности и мышечной нагрузки (первые признаки гиподинамии). Уже с 3-х летнего возраста существует опасность заболеваний, связанных с сердечно сосудистой, дыхательной, нервной и эндокринной системой. Поэтому необходимо заботиться, чтобы организм ребёнка был здоровым, чтобы движение составляло фундамент физического развития, когда двигательная активность и мышечные нагрузки являются условием и средством общего развития ребёнка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

Здесь необходимо избегать крайностей. Многое зависит от возраста ре-бёнка. Малышу надо дать окрепнуть физически. Нельзя заставить детей, которым присуще естественное природное движение, соответствовать условиям двигательной активности и организованности взрослых. Иначе воспитывающим придётся отвечать за детский «бунт» или, что ещё хуже, за их психическое расстройство.

Эмоциональное психическое неблагополучие никак не будет способствовать развитию личности ребёнка. На основе потребности ребёнка быть сильным, ловким, смелым происходит развитие и формирование двигательных навыков. Развитие движений и сформированность физических качеств - один из показателей нервно-психического развития в раннем возрасте.

Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее умственное развитие. Чтобы при телесном воспитании, укрепляя силы тела, не развить своеволие, ... необходимо соблюдать мерность, предписание и контроль со стороны взрослых. Значение ритмики в физическом развитии велико: и как средства развития грации, ловкости, координированности движений и как фактора общего развития.

Чувство ритма в движении под музыку, овладение пространством, чувство лёгкости, сообщает окрылённость, даёт уверенность в силах, радостное мироощущение. Ритмические движения разнообразны: ходьба, бег, подскоки, различные прыжки (с одной ноги на др., на двух ногах и т.д.), гимнастические упражнения на развитие плечевого пояса, ног, рук, корпуса и различные перестроения.

Они вырабатывают правильную осанку, способствуют развитию и укреплению мышц, развивают чувство ритма, пластичность. Движения под музыку создают бодрое, весёлое настроение, что способствует лучшему усвоению материала, вырабатывает легкость и свободу движений. Уделяется внимание мимике, пантомиме, выразительному жесту, позволяющим создавать пластические этюды.

Особой и очень важной является задача, связанная с развитием ориентировки в пространстве, с перестроениями под музыку. Дети учатся строить «цепочку», круг, осваивают движения в парах, в тройках, по че-тыре, змейкой, т.е. приобретают свободу движений в пространстве зала. Смена музыкальных частей, фраз, организует смену направления, перестроение движений.

Музыкальные игры, игры-драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику, пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа. Устанавливаются связи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием.

В процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые каче-ства: дисциплинированность, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, танцах, хороводах, в выступлениях на праздниках у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, чувство ответственности, т.е. все условия для осуществления и нравственного и трудового воспитания.

Часть1>>
Часть2>>