Warning: file_put_contents(): Only 0 of 26295 bytes written, possibly out of free disk space in /home/ykynmuvc/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440
Что такое одаренность?

Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Одаренность

Человечество давно задумывается о природе одаренности, считая её случайным, непредсказуемым явлением. Само слово "одаренность" в буквальном смысле означает - подаренные способности. Скорее всего, это понятие проникло в лексикон из религии ("Бог одаряет каждого по потребе...", "Он одарил человека разумом и совестью...", "Не все одарены равными способностями..." см. Библию). Многие авторы популярных психологических изданий (см. "Одаренные дети", Карел Тэкэкс и М.Карнес, пер. с англ., 1991 г., Нью-Йорк) также укрепляют родителей в мысли о случайно-наследсвенной природе одаренности, направляя свои рекомендации не на формирование талантов, а лишь на выявление детей их имеющих и развитие этих талантов.

Однако почти все разговоры в пользу генетической одаренности ("гениальности") оказываются на поверку социальным заказом узкой группы, можно сказать своеобразной псевдонаучной секты, пытающихся увести родителей и широкие круги общественности от понимания важности, решающего значения периода раннего развития с единственной целью: сохранить элитарность культуры, сократить конкуренцию в фере искусства, науки и других творческих видов деятельности.

Но достижения последних лет позволяют утверждать с достаточной степенью уверенности, что одаренность есть не что иное как развивающаяся способность, база которой закладывается в раннем детском возрасте. Поэтому одаренность можно и нужно создавать и планировать ее.

Тенденции роста числа авторских методик, связанных с детским обучением позволяют уже сейчас достигать многих результатов из того, что в ближайшие десятилетия станут обязательным уровнем. Традиционно систематическое образование начинается с 6-7-летнего возраста. Напрашивается вывод: целесообразнее было бы больше внимания уделять усиленному развитию в раннем детском возрасте, что позволило бы в конечном итоге сократить затраты общества на образование населения.

[pagebreak]

Немного истории

Впервые одаренностью стал заниматься Гилфорд. После 2-й Мировой войны работал в Пентагоне по заказу,- разработка программы для выявления одаренных детей (умственная одаренность). С тех пор в США факт необходимости работы с одаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы. Цель: выявить детей, которые могли стать двигателями прогресса и дать им развитие. 

В СССР в 1975г. организуется Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей. 

Проблемы одаренностей

Одаренные однобоко дети в своем развитии подвержены особому риску: 
трудности контактов со сверстниками. Поиск обьекта, у которого имеется новая информация, следовательно, более старшего, а не сверстника. По данным исследований, существует уровень социально оптимального интеллекта, примерно составляющий 125-155 баллов по Векслеру и обеспечивающий его обладателя хорошей способностью к пониманию людей и ситуаций.

При меньшем уровне коэффициента интеллекта ребенку хуже удается 
понимать ситуацию и строить свое поведение наиболее адекватным образом. Но и при более высоком уровне общение может резко нарушаться без эмоционально-коммуникативной линии развития.. 

Вторая наиболее часто встречающаяся проблемма - дисинхронизация развития. (фр. Ж.Терасье) Заключается в том, что при опережающем 
развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не отличается от своих ровесников или даже уступает им (нарушения мелкой моторики). Особенно часто встречается дислексия - слабое развитие речи. 

Исходя из перечисленных трудностей запускается следующий патологический механизм: низкая успеваемость >> потеря учебной мотивации >> невостребованность способностей >> утрата интереса к школе >> уход в свои проблемы >> потеря одаренности >> уход в 
асоциативное поведение (не всегда). 

Еще одной проблемой является скрытая одаренность, которая не проявляется не в школьной успеваемости, ни в других явных достижениях ребенка. Она не является очевидной для тех, кто ребенка окружает. Более того, такие дети часто бывают неуспевающими.