Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Музыка как средство воспитания ребенка в семье (ранний и дошкольный возраст)

Заключение

Становление музыкальной культуры ребенка, а через нее – нравственной, эстетической и общей духовной культуры должны начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны нравственности, красоты, ребенок накапливает опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее развитие.

Семья является важнейшим институтом первичной музыкальной социализации ребенка. Правильное построение музыкальной атмосферы семьи проявляется в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка.

На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналась под влиянием семьи. Для того чтобы реализовать музыкальное воспитание ребенка, родителям не обязательно иметь специальное музыкальное образование, надо лишь давать детям с младенчества слушать хорошую музыку, музыку красоты и гармонии.

Предохранять от дурного можно, противопоставляя ему прекрасное. Приобщение к прекрасному в музыке возможно на концертах в консерваториях, филармониях, в домашних условиях при наличии аппаратуры и музыкальных записей. А начинается оно, как уже было сказано, с колыбельных песен. Музыкальные способности следует развивать всеми возможными способами. Более способных к музыке детей следует учить ей «для души», для дома.

Выход на сцену – удел особо одаренных. Многие известные ученые, врачи и другие известные люди были прекрасными музыкантами-любителями. На профессиональном уровне играли на скрипке великий Эйнштейн, физик Макс Планк, прекрасно пел и играл на фортепиано профессор-психиатр Д.Е. Мелихов. Выдающийся химик-органик, профессор Петербургского университета А.П. Бородин получил всемирную известность как композитор, автор оперы «Князь Игорь». Дети по природе талантливы, но взрослым нужно как можно раньше создать благоприятные условия для их развития.

Выше уже упоминалось о значении колыбельных песен в развитии ребенка. В настоящее время колыбельные почти забыты. Многие дети выросли без них. Сегодня песня все больше уходит из семейной жизни. Матери стали петь реже. Некоторые стесняются своего голоса. Способствовали этому и критически не переработанные мнения, почерпнутые из авторитетных для многих источников. Например, знаменитый американский педиатр доктор Спок протестовал против колыбельных песен, считая, что они вырабатывают ненужный и вредный условный рефлекс. А малышу так необходим душевный контакт, общение от сердца к сердцу.

Будет замечательно, если для него споет семейный дуэт: мама и папа тоже. К ним могут присоединиться бабушки, дедушки, родственники и друзья, составить программу концерта, написать сценарий – и сделать целое музыкальное представление. Семейные праздники, с концертной программой, с домашними спектаклями и хорошими застольными песнями (а не просто застольем) являются незаменимыми в музыкальном воспитании ребенка.

Общее дело создает творческую домашнюю атмосферу и укрепляет семью. Появляются добрые семейные традиции. Совместное посещение концертных залов и театров. Отдых на природе с пением у костра или на даче у камина при свечах – формы могут быть разные. Главное – осознанное стремление родителей к нравственному воспитанию ребенка и созиданию через это своей семьи.

Литература

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. – М., 2000.
Каледа Глеб, протоиерей, профессор. Домашняя Церковь. – М., 2001.
Коменский Я.А. Материнская школа. – СПб., 1892. Репринт. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Кн.1. – М., 2001.
Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн.2. – М.,1990. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению. – Минск, 2000. Медушевский В.В. Головокружительная история светской культуры //Слово современнику. – Минск, 2002, с. 182-220. Медушевский В.В. Художественная форма музыки // Спутник учителя музыки. – М., 1993.
Немов Р.С. «Психология», кн. 2. – М., 2001.
Осоргина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.
Румянцев Н.Е. О колыбельной песне //Семейное воспитание. Хрестоматия. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. С. 321-322.
Склярова Т.В. Конспект лекций по возрастной психологии им педагогике. – М.,2003.
Стив Биддалф. Воспитание малышей. Нужны ли детям ясли? – М., 2008.
Шостакович Д. Знать и любить музыку. Беседа с молодежью. – М., 1958.

Часть1. Введение или «Немного о любви и о раннем возрасте»
Часть2. О семье или «еще раз про любовь»
Часть3. О семье или «еще раз про любовь». Продолжение.
Часть4. Немного об иерархии или «кто главнее в музыке»