Warning: file_put_contents(): Only 0 of 26295 bytes written, possibly out of free disk space in /home/ykynmuvc/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440
Музыка в семье. Часть 4.

Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Музыка как средство воспитания ребенка в семье (ранний и дошкольный возраст)

Немного об иерархии или «кто главнее в музыке»

В иерархии музыкального искусства на первом месте стоит духовная музыка. Проф. В.В. Медушевский называет устроение ее интонации – «кротким и смиренным», а саму интонацию – «хранительницей надвременного и надмирного духовного содержания». Если мы говорим о высокой музыке, о спрятанной в ней красоте, то должны видеть в ней дверь, тайно ведущую в глубины сердца . Что даст детям приобщение к высокой музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны.

Во-вторых, духовная музыка служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; будет воспитывать чувство красоты, гармонии.

В-третьих, слуховой аппарат детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети соприкоснутся с вечными нравственными истинами . О соотношении и взаимосвязи светской и духовной музыки говорит проф. В.В. Медушевский в своей работе «Художественная форма музыки». Светская музыка обретала силы, когда припадала к истокам. Когда светская музыка, разрастаясь, вытесняет духовную музыку, культура приходит в запустение и одичание. Незаметно снижается высота самой светской музыки. Ее высшее призвание – умножение любви в человечестве – подменяется сиюминутным интересом. Параллельно и развлекательная музыка все больше проникается нечистыми, разрушительными для личности тенденциями.

Само распадение ума и сердца, становящееся нормой культуры, есть болезнь, от которой принципиально свободна музыка духовная, ибо обращается к человеку в его бытийной подлинности . Духовные образы естественно входили в произведения русских композиторов. Несущие нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию они нередко противопоставлялись суете, мятежности и порочности окружающего мира. Такие образы мы находим практически у всех выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, С. Танеева, Н. Мясковского, Г. Свиридова и др. О природной музыкальности русского народа пишет Н.О. Лосский: «Русский народ отличается исключительной музыкальностью. Поэзия и музыка – в частности, песня – занимают в его жизни большое место». «Каждая русская песня выходит из глубочайших недр души».

В произведениях великих русских писателей: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, В.Г. Короленко очень ярко показана сила воздействия музыки на человека. Как прекрасно сказано у Тургенева в рассказе «Певцы» из «Записок Охотника»: «Русская правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны». «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким… У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы». «Даже среди русских романсов, - пишет Н.О. Лосский, - есть произведения, влекущие вверх к совершенному добру.

Таков, например, романс Чайковского на стихотворение Хомякова: Подвиг есть и в сраженьи, Подвиг есть и в борьбе, Высший подвиг в терпеньи, Любви и мольбе…» . Проф. В.В. Медушевский описывает такой случай: «Моя четырехлетняя внучка, услышав первые звуки «Майской ночи» Римского-Корсакова, воскликнула: Какая русская музыка! Я удивился: Откуда ты знаешь, что такое русская? Ты ведь никогда и русской песни не слышала. В ответ получил назидание: Взрослые этого могут не знать. Дети – они это чувствуют».

На вопрос, заданный через полтора года о том, «в чем же это русское начало в музыке, которая ей так понравилась», девочка ответила: «Она добрая». Вот ключ к тайне особого осветляющего действия русской музыки, которое заметили японские педагоги. Этот ключ – воспитанная веками неотъемлемость красоты от духовно-нравственного начала.…В русском миноре чувствуется эта сострадательность русской души. Но разве мажорная русская музыка с меньшей мягкостью и добротой возводит душу к свету? Что можно сказать против «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского?

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных стилей и эпох.

Часть1. Введение или «Немного о любви и о раннем возрасте»
Часть2. О семье или «еще раз про любовь»
Часть3. О семье или «еще раз про любовь». Продолжение
Часть5. Заключение