Warning: file_put_contents(): Only 0 of 26295 bytes written, possibly out of free disk space in /home/ykynmuvc/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440
Музыка в семье. Часть 3.

Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Музыка как средство воспитания ребенка в семье (ранний и дошкольный возраст)

Исследования показывают «колоссальное стимулирующее влияние» музыки на «познавательное, эмоциональное и двигательное развитие как еще не рожденного, так и новорожденного ребенка» . «Музыка особенно свойственна нашей природе, – читаем в «Материнской школе» Я.А. Коменского , – потому что едва родимся мы на свет, как начинаем райскую песенку: «Аа, ее» – плач и жалобы – наши первые песни, – и детям нельзя запретить их, а если б это и было возможно, то не следовало бы делать… Не имея никакого другого упражнения в это время, они плачем облегчают себе грудку и прочищают другие внутренние органы.

На втором году детей начинает забавлять внешняя музыка, например, пение, игра на скрипке, на лютне и других музыкальных инструментах. Все это следует им доставлять, чтобы приучать ухо и дух к мелодиям». Несмотря на то, что труд Коменского написан в XVII веке, эти рекомендации звучат вполне современно и применимы для сегодняшнего дня.
 
На третьем году жизни детей нужно поощрять к тому, чтобы они подпевали, учились слушать музыку. «Можно давать детям, в особенности мальчикам, свистульки, бубны, скрипочки, чтобы они учились свистать, бренчать, подражать разным мелодиям и таким образом развивали свой слух<...>Во всех детях (хотя не все люди замечают это) с ранних лет закладываются задатки всех искусств, – пишет автор «Материнской школы»...

Как только ребенок начинает понимать слова, он вскоре находит удовольствие и в рифмах. Поэтому няньки могут петь у колыбели» . Лучшие педагоги прошлого, начиная с Я.А. Коменского, обращали внимание на большое воспитательное значение колыбельной песни и требовали, чтобы она была не только мелодична и нежна, но чтобы давала ребенку запас слов, доступный для его понимания, которым он сможет пользоваться, научившись говорить.

Вот, что пишет об этом исследователь начала XX века Н.Е.Румянцев: «К числу наиболее ранних впечатлений, сильно действующих на ребенка, относятся слуховые впечатления, особенно ритмического характера и, следовательно, колыбельная песнь, имеющая, по нашему мнению, большое воспитательное значение.

Преимущественное значение слуховых впечатлений в развитии ребенка обусловливается, вероятно, тем, что ухо, по словам поэта, есть дорога к сердцу. Сильное и разностороннее влияние на душу ребенка колыбельной песни отмечают почти все исследователи душевной жизни детей. Они согласно утверждают, что колыбельная песня успокаивает ребенка, радует его, сосредотачивает его внимание, возбуждает деятельность его двигательных центров и стремление к ритмическим движениям и, наконец, – попытки подражания пению…» .

Как в XVII, так и в XXI веке для нормального душевного и физического развития младенцу необходима атмосфера любви, ласки, сердечного тепла. Родителям следует заботиться также и о том, «чтобы детям не было недостатка в радостях и утехах. Например, на первом году их увеселяют укачиванием, пением, игрою, ношением на руках, хлопаньем в ладоши, разными звуками, – целуют их и с ними шутят, но умеренно и осторожно; на втором, третьем и четвертом году, с ними бегают, их ласкают, догоняют, играют им на чем-нибудь – не отказывают детям в том, что они любят и что их тешит, но доставляют им такие забавы, которые приятны их зрению, слуху, и другим чувствам. Все это поддерживает здоровье тела и души; но при этом отнюдь нельзя допускать того, чтобы дети видели и слышали что-нибудь противное благочестию и добронравию» .

Музыка близка восприимчивой натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Приобщение ребенка к музыке развивает в нем чувство красоты и гармонии. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет этому неограниченные возможности.

При систематических занятиях дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности. Д. Шостакович сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки,…Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» .

Действительно, высокая музыка очищает мысли и чувства от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека. Она отражает моральную красоту человека, ценность идеалов: любви, дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Часть1: Введение или «Немного о любви и о раннем возрасте»
Часть2: О семье или «еще раз про любовь»
Часть4. Немного об иерархии или «кто главнее в музыке»
Часть5. Заключение