Warning: file_put_contents(): Only 0 of 26295 bytes written, possibly out of free disk space in /home/ykynmuvc/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440
Музыка в семье. Часть 1.

Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Музыка как средство воспитания ребенка в семье
(ранний и дошкольный возраст)

 

Введение или «Немного о любви и о раннем возрасте»

По словам выдающегося педагога К.Д. Ушинского, не зная сущности явления, нельзя успешно влиять на него, даже имея хорошие методические рецепты. Появившаяся в последние годы возможность воспитания ребенка раннего возраста до трех лет в семье – огромное благо для малыша. Только в условиях индивидуального общения ребенка с близкими людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становления полноценной личности.

За последние 10 лет ученые установили, что в детском мозге появляются совершенно новые структуры в ответ на любовь и постоянную заботу, которую дети ощущают в два первых года жизни . Если сильная любовь не дарится ребенку в младенчестве, эти участки мозга не развиваются должным образом, в результате чего у ребенка возможно уже никогда не разовьются соответствующие человеческие качества.

Об этой взаимосвязи специалисты знали давно. Уже после Второй мировой войны был открыт феномен «госпитализма», (англ. hospitalism) — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания. Психологи описали поведение детей, воспитывающихся в Домах малютки. Поддержание физиологического существования младенцев было хорошим – детей вовремя кормили, пеленали, выполнялись все гигиенические правила ухода. Несмотря на это, процент заболеваемости и смертности детей был высоким. У здоровых детей наблюдались необоснованные физиологические отклонения – судороги, учащенное сердцебиение, рвота. Дальнейшее развитие этих детей показало другие признаки госпитализма - нарушаются речевое развитие, познавательные функции, страдает эмоциональная сфера, позже наблюдается отсутствие волевого поведения, инициативы, такие дети способны лишь повторять и выполнять задания по инструкции. Безличное отношение к взрослому человеку характеризует их поведение, они не проявляют избирательности по отношению к сверстникам и взрослым.

Исследования позволили специалистам сформулировать советы по предотвращению этого психологического недуга. Основное направление – обеспечение стабильного личностного общения взрослого и ребенка. Взрослый, обеспечивает тактильные контакты младенцу, учитывает его индивидуальные реакции, дает ему возможность сориентироваться в окружающей действительности и помогает перейти к собственным действиям.

При таком общении формируется эмоционально-положительное отношение ребенка сначала к самому взрослому, а, как следствие – ко всему, что его окружает. Обретение «базового доверия к миру» мыслится знаменитым американским исследователем Э. Эриксоном как жизненная задача в младенческий период развития. Важнейшую роль в формировании доверия-недоверия к миру играет позиция матери. Она решает, что хорошо для ребенка, и, исходя из этого решения, формирует картину мира у младенца.

Традиции русского материнского фольклора показывают, каким образом мать помогала ребенку воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Колыбельные, пестушки, потешки призваны как можно раньше, даже заранее дать ребенку ориентиры во взаимоотношениях с миром. В телесных играх, где пальчики, ладошки, ушки младенца становятся персонажами сюжетной игры, ребенок осваивает пространство своего тела.

В колыбельных можно обнаружить характеристику мира, в котором предстоит ребенку жить. Зачастую русский материнский фольклор обозначает желаемые для ребенка области доверия к миру и область недоверия, опасения и даже запрета. Это позволило отечественному психологу М.В. Осоргиной назвать главной задачей младенческого периода обретение базового доверия к жизни (а не к миру, как у Э.Эриксона) .

«Для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, - самое хорошее, мама – самая лучшая, дом – самый родной... На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все кончится хорошо вопреки обстоятельствам». О последствиях дефицита любви в раннем возрасте пишет известный современный психолог и семейный адвокат Стив Биддалф .

Основную мысль своей книги «Воспитание малышей. Нужны ли ребенку ясли?» Стив формулирует так: «дети, обделенные в детстве любовной заботой, не становятся достойными людьми в полном смысле этого слова». Эта шокирующая новость заставила правительства разных стран уделить больше внимания потребностям молодых семей. Она подтверждает то, что большинство из нас чувствует сердцем: время, когда мы дарим любовь своим маленьким детям, окружаем их заботами, поддерживаем их, - не роскошь, а жизненная необходимость для них. Поэтому на ранних ступенях жизни ребенка семейное воспитание должно быть приоритетным.

Читать дальше:
Часть2. О семье или «еще раз про любовь»
Часть3. О семье или «еще раз про любовь". Продолжение.
Часть4. Немного об иерархии или «кто главнее в музыке»
Часть5. Заключение