Warning: file_put_contents(): Only 0 of 26295 bytes written, possibly out of free disk space in /home/ykynmuvc/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440
Потешки: серьезное о несерьезном

Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Серьезное о несерьезном

Автор статьи: Людмила Олейникова. 


C первых дней жизни ребенок нуждается в ласковом, спокойном обращении с ним. Оно проявляется в первую очередь в физическом контакте (прикосновении, поглаживании, ритмичном похлопывании).
Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, телесный контакт – все эти способы воздействия на ребенка как бы заранее предвосхищают, программируют подобный же человеческий отклик малыша на общение. Такое опережающее воздействие взрослого крайне необходимо малышу с первых минут появления на свет.

Ласковое отношение к ребенку – условие формирования его положительного отношения к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это является основой его последующей активности.

Если в первые недели жизни общение взрослого с ребенком – преимущественно в физических контактах, соприкосновениях, то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится фоном для других способов общения – с помощью мимики, вокализаций. В процессе такого общения и зарождаются первые социальные контакты ребенка.

Доказано, что отрыв ребенка от матери в первые годы его жизни негативно влияет на развитие эмоциональной, познавательной сферы, речи, вызывает в целом задержку психического развития. В последующие периоды в жизни человека это может быть одной из причин его повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости, агрессивности и других негативных проявлений. Поэтому, в ранний период развития общение для ребенка, никогда не бывает излишним.

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Строго говоря, это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком («ладушки», «коза», «сорока-ворона» и др.). И не только в развитии мелкой моторики смысл этих игр. Они дают ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном итоге – сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Недаром подобные игры встречаются у многих народов мира.

Почему же эти игры забыты и почти исчезли из нашей жизни? Давайте вспомним, что долгие десятилетия в нашей стране советовали педагоги и медики: «Не берите малыша на руки без необходимости», «пусть ребенок всегда спит в своей кроватке, рядом с мамой - вредно», «не тискайте ребенка, не нянчите». Телесно ориентированный подход – даже по отношению к младенцу – был чужд советской педагогике, однозначно считался вредным. Результат – несколько поколений мам и соответственно бабушек, не умеющих (и не желающих) ласкать своего ребенка.

Но, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. В современной дошкольной педагогике активно используются телесно ориентированные игры. Такие занятия можно проводить в семье или детско-родительской группах.

Потешки, пестушки, простейшие пальчиковые игры, игровой массаж очень нравятся маленьким детям, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать.

Что дает ребенку игровой массаж

- Обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких.
- Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки.
- Старшие дети при проведении массажа выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
- Снимает у детей напряжение.
- Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются.
- Ребенок успокаивается и расслабляется.
- Положительно влияет на центральную нервную систему.
- Способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание к взрослому, друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
- Способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж.
- Способствует развитию речи . Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

Стоит обратить внимание на то, с каким восторгом дети воспринимают такие игры. Все пока еще восполнимо. Только важно помнить о том, что малышей можно и нужно тормошить, нянькать, тетешкать, щекотать, подбрасывать, поглаживать – как нам это говорит народная традиция.

Гораздо серьезнее ситуация, когда ребенок уже подрос, но недополучил своей доли радостного телесного контакта с матерью. В работе с такими детьми пальчиковые и другие телесно ориентированные игры приобретают уже не развивающее, а терапевтическое значение.

Также они необходимы детям старшего возраста, которые имеют нарушения чтения и письма.

Использованная литература:
1. Железновы Екатерина и Сергей. Методические указания к серии дисков «Музыка с мамой».
2. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург,2006.