Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Одаренные дети - гении или норма?

Одаренность — это качество психики ребенка, которое определяет возможность достижения больших результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Концепция одаренности Дж. Рензулли


У одаренных детей как правило интеллектуальные способности превышают средний уровень. Они креативны (неординарны). Увлечены и заинтересованы. От чего зависит уровень и характер одаренности? Прежде всего от внутренних наследственных задатков. Так музыкальная одаренность невозможна без наличия хорошего слуха. 


Не менее важным фактором является и деятельность самого ребенка, уровень его личной активности, как проявления потребности самореализации, глубокая потребность которой заложена в каждом человеке и проявляется с младенчества.  
При этом, "природная" одаренность является скорее рекомендательной.

Как часто встречаются одаренные дети? Если отвлечься от результатов тестов, определяющих уже проявленную одаренность, то одаренными детьми окажутся около 70-80% детей. Такая огромная разница между проявленной и непроявленной одаренностью возникает за счет подавления активности ребенка, его "усреднеению", отсутствие пищи для эмоционального интеллекта ребенка, глобальные упущения в ранние годы в период сензитивных "окон" - сенсорной, эмоциональной и творческой сфер. Отсутствие базового "доверия" к миру, обеспечивающее задержку всех параметров развития.
  

Про проявление одаренности чаще всего говорят при проявлении способностей не соответствующих возрасту, и которая в дальнейшем в большинстве случаев теряется, когда его догоняют ровесники. Трудностями в развитии ребенка, недооценка развития базых, доинтеллектуальных сфер объясняется и факт массового «перерастания» одаренности даже тех детей, кто смог ее проявить в детстве. Когда причиной "перерастания" являются накопившиеся проблемы в процессе развития ребенка и он как бы теряет одаренность.

Наиболее заметна и чаще диагностируется специастами интеллектуальная или, как ее еще называют, академическая одаренность, далее следуют музыкальная и художественная (как более привычные и имеющие наглядно выраженный результат). Гораздо хуже обстоит дело с другими типами одаренности, они чаще всего остаются в тени.

Одаренность ребенка может быть неочевидна. Одна из причин – отсутствие возможности раскрыть себя в той области, которая подходит и интересна ребенку. Вторая причина – вольное или невольное ограничение активности ребенка, наложение запретов, отсутствие пример из его окружения, демонстрирующее активное положительное поведение. Внимательное отношение к предпочтениям ребенка к выбору деятельности может послужить ключем к нахождению области одаренности вашего ребенка.

Еще одним фактором является атмосфера, в которой цениться самореализации и творческий подход. Внимательность к самопроявлению ребенка, которое начинается еще в пеленках, к результатам его деятельности является мощным фактором развития несущих способностей ребенка, а значит и ступенькой к проявлению его одаренности.


Время проявления первых признаков одаренности 
Даже в год-два уже можно сделать некоторые выводы о предпочитаемых видах активности ребенка, его видах и способах проявления. Предлагая ребенку, то, что ему наиболее естественно, расширяя его горизонт в интересном ему направлении можно задействовать ресурсную зону, которая в последствии послужит опорой в дальнейшем движении ребенка.

Часто одаренность начинает проявляться в сенситивные периоды развития ребенка. Так, например, речь, склонность к иностранным языкам, литературный дар, сочинительство проявляется в сенситивные периоды, относящиеся к языковому развитию. Высокие показатели в спорте – в периоды качественного скачка моторных и динамических характеристик.


Как правило, одаренность очень часто сочетается с отставанием в других областях, что приводит к ее угасанию. Очень важно вовремя подтянуть отстающие области хотя бы до среднего уровня. Но лучше, чтобы они соответствовали уровню ведущих способностей. Так как из-за тесных связей между всеми областями развития ребенка, сильный дисбаланс будет нарушать всю деятельность ребенка, доставлять много проблем.


Задачи при обучении и воспитании одаренных детей
При воспитании одаренного ребенка важно обращать внимание и на его ведущие способности и на «западающие». Стратегия создания пространства для развития ведущих способностей и нормализации проблемных мест у ребенка – залог его здорового развития.