Warning: file_put_contents(): Only 0 of 26295 bytes written, possibly out of free disk space in /home/ykynmuvc/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440
Возрастные периоды развития ребенка: научный взгляд

Звоните нам
+7 (495) 639 65 23

Солнечный ребенок в гостях у канала "Доверие".

det sprav

Возрастные этапы развития ребенка: научный взгляд

Развитие ребенка напрямую зависит от времени созревания основных зон мозга. Мозг как материальная основа психики представляет собой единую систему, состоящую из различных участков и зон, которые выполняют разную роль в реализации психических функций.


Мозг человека созревает постепенно. Процесс этот начинается еще в утробе матери и заканчивается оформляться примерно к 30 годам. Да и после 30 лет функции мозга постоянно обновляются, обновление и реструктуризация зон происходит на протяжении всей жизни. Созревание головного мозга представляет собой организованный, иерархический процесс, который основывается на более ранних процессах.


Созревание мозга происходит  вверх – от базовых зон  к более сложным. Повреждение при формировании какого-либо из  уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего из-за слабости или отсутствия стимулирующих воздействий от  поврежденного уровня.  К школьному возрасту (7 лет) такие отклонения накапливаются почти у всех детей (более 90%).


В развитии мозга выделяют периоды наиболее выраженных преобразований: 1 год; 2–3 года; 6–7 лет; 9-10 лет; 15–16 лет и 18-20 лет.


При рождении у ребенка практически полностью сформированы подкорковые образования и близким к завершению является созревание проекционных областей мозга.  Наибольшего уровня зрелости достигают структуры блока регуляции активности мозга, в блоке приема, переработки и хранении информации  и блоке программирования, регуляции и контроля деятельности наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным полям, осуществляющим прием приходящей информации и выступающим выходными воротами двигательных импульсов.  


Затем созревают простейшие области мозга в течение первых трех лет жизни. Они управляют базовыми сенсорными и моторными навыками, обеспечивающие возможность получения информации и простейшие формы реагирования ребенка на внешнюю среду. Они подвергаются сильному влиянию раннего детского опыта и закладывают основу для дальнейшего развития ребенка. Первый год жизни рассматривается как оптимальный возраст для формирования сенсорной базы последующего развития.


Скорость роста коры наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных.


В период от 2 до 5 лет идет активное созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, которые в том числе отвечают за выполнение последовательности действий. Ассоциативные зоны отвечают за синтез всей входящей информации в целостное восприятие во всей совокупности ее связей и взаимоотношений. К 7 годам происходит основное формирование коры в ассоциативных отделах и формируется к 14 годам и окончательно завершается к 25 годам.


Значительные изменения в интеграции сложных форм предметных и речевых действий, которые осуществляются под контролем зрения и требуют опоры на ориентировку в пространстве происходят в 2 года и в 7 лет, что является выражением возрастающей роли разных типов сложных движений и действий в жизни ребенка . На  возраст 2 года и 7 лет приходятся основные промежуточные ступени зрелости мозга. Возраст 7 лет – критический, так как в этот период многие поля лобной области достигают максимального развития, а в других и позднее наблюдается большой подъем в развитии.


Лобная кора, которая отвечает за планирование и принятие решений, и мозжечок, центр моторных навыков, не трансформируются, пока ребенку не исполнится 5–7 лет. Еще одна реструктуризация мозга происходит в возрасте 9–11 лет.

Периоды активности лобных долей мозга в 9, 12, 15 и 18–20 лет связывают с разными фазами совершенствования мышления .

Этап

Возраст

Биологическое становление

Что развиваем

1

0 – 8 мес.

Проекционные области мозга

Базовые сенсорные и моторные навыки

2

8 мес. - 2 года

·         Активный рост коры головного мозга

·         Активное формирование сенсорных областей.

Базовые сенсорные и моторные навыки

3

2 – 3 года

·         Ассоциативные, интегрирующие зоны головного мозга – активное созревание.

·         Формирование проекционных отделов.

·         Формирование тактильно-сенсорных областей

·         Речевые и социальные отделы

Сенсорика

Коммуникация

4

3 - 6 лет

Ассоциативные, интегрирующие зоны головного мозга – активное созревание

 

5

6 – 7 лет

·          Лобная кора – планирование и принятие решений.

·          Мозжечок

·          Окончание формирования ассоциативных отделов.

 

6

7 – 9 лет

   

7

9 – 10 лет

Лобная область - активизация

 

8

10-20 лет

Лобная область

Обучение

  • Таблица будет дополняться.

 

Используемые источники – книги по нейрофизиологии:

  1. Лурия А. Р., 1973
  2. Берк Л. Е., 2006
  3. Развитие мозга ребенка, 1965; Семенова Л. К. и др., 1990
  4. Александрян Э. А., 1972
  5. Васильева В. А., 2004